Стресс в педагогической деятельности становится частым явлением, провоцируя хроническую усталость и эмоциональное выгорание, что порой доходит до полной потери работоспособности. В этой статье рассмотрим, что провоцирует стрессовые состояния педагогов, а также поделимся способами повышения стрессоустойчивости педагога.
Что происходит с педагогом под воздействием стресса?
Чрезмерный стресс в этом виде деятельности характеризуют как постоянное напряжение, которое провоцируют не только сопутствующие факторы, но и постепенная деформация личности, зависящая от ее характерологических качеств.
Профессия этого рода сопровождается постоянными психоэмоциональными затратами. Первый стрессогенный фактор – урок как таковой. Ограниченность во времени и большое количество нагрузки, из-за необходимости выполнить все запланированное в срок, приводит к страху «не успеть».
Помимо этого на учителя наваливаются дополнительные задачи: найти индивидуальный подход к каждому ученику, следить за дисциплиной, изложить материал максимально понятно для каждого, проверить подготовку, оценить учащихся, разобраться в степени усвоения знаний. Все в комплексе только провоцирует постоянный рост напряжения, которое невозможно снизить в условиях высокой ответственности. В итоге у специалиста появляется агрессивность, эмоциональное выгорание, хроническая усталость, а подчас и депрессия.
В целом выделяют такие стрессогенные факторы:
отсутствие стимулов для качественной работы,
чрезмерная загруженность,
нехватка свободного времени,
финансовые сложности,
перегрузка вне перечня должностных обязанностей,
проблемы личного характера (недостаток самоорганизации, плохие взаимоотношения в коллективе и некая изолированность в нем, вспыльчивость).
В зависимости от этого выделяют следующие виды стресса в профессиональной деятельности:
коммуникативный: возникает как ответ на конфликтные ситуации с учениками и их родителями, руководством, коллегами;
эмоциональный: острое переживание эмоций тревоги, гнева, страха из-за усиленного контроля, отсутствия свободы в принятии решений, общей неудовлетворенности работой;
информационный: когда за минимальный срок специалист должен переработать огромное количество информации, в результате чего работает без отдыха, переключения.
Как же повысить стрессоустойчивость педагога?
Переключение внимания, в ходе которого мозг сможет отдохнуть. Это могут быть перерывы на чай, игрушки-антистресс, упражнения на релаксацию (последовательные упражнения на напряжение и расслабление мышц).
Биохимические методы: комплекс витаминов и минералов, фито- и ароматерапия.
Психологические методы: навыки саморегуляции, совершенствование поведенческих навыков и целеполагания, визуализация.
Другие способы улучшить стрессоустойчивость:
бережный подход к расходованию энергетических ресурсов (баланс «отдавать-брать»: человек должен иметь внутренние ресурсы, чтобы было, что отдавать);
поработать над эмоциональным интеллектом: контролировать эмоции, преодолевать тревогу, а для начала можно пропить препарат ;
поведенческие навыки: приходя домой, оставлять мысли о работе за дверью, не думать о ней в выходные дни;
постоянно менять обстановку, ходить на работу новыми маршрутами.
В целом же лучшее противостояние стрессу – профилактика на ранних стадиях, когда ресурсы организма еще не исчерпаны, и можно направить силы на мобилизацию организма, и потому его быстрое и эффективное восстановление.