Стресс в профессии медицинского работника

Профессия медицинского работника, согласно официальной статистике, занесена в категорию наиболее стрессовых. Рассмотрим всё, что с этим связано.

Ключевые причины стресса у медицинских работников:

  • Непростые условия работы: изменчивый график, когда есть ночные смены (из-за чего случается нарушение биоритмов), перегрузки, нехватка времени на обед.
  • Груз ответственности: постоянный контроль стабилизации здоровья пациента, сохранения его жизни.
  • Неравномерная нагрузка: большой наплыв пациентов или же ограниченные сроки в заполнении, оформлении, сдачи документации.
  • Перенапряжения физического и эмоционального плана: работа с тяжелобольными, пожилыми, иногда неизлечимыми людьми.
  • Страх заражения: напряжение при контакте с инфицированными пациентами.
  • Недостаток поддержки коллектива, дефицит доверительных отношений, из-за чего многое приходится тащить на себе.
  • Сверхурочные: вынужденная работа больше нормы из-за низкой оплаты труда.

Комплекс факторов вызывает раздражительность, усталость, апатию, может наступать эмоциональное выгорание. В этот период так важно, , пропить курс специального препарата, нормализующего подобное непростое состояние.

Связь профессионального стресса с синдромом эмоционального выгорания

Стресс подобного рода может проявляться разными формами, одной из которых и становится выгорание.

Характерные проявления:

  • Эмоциональная истощенность: эмоциональный фон упрощается, преобладают болезненные ощущения, негативно окрашенные эмоции.
  • Цинизм: по отношению к пациентам формируется бесчувственность, человек видится просто как объект работы.
  • Обесценивание своих достижений: специалист начинает считать себя бесперспективным, неуспешным и некомпетентным.

Динамика развития стресса в медицинской профессии

Стресс у медицинского работникаНапряжение, наблюдающееся постоянно, перерастает в профессиональный стресс, для которого характерны три стадии:

  • увеличивающееся напряжение;
  • переход стресса в деструктивную форму;
  • исчезновение напряжения.

В каждом конкретном случае течение стресса индивидуальное, потому будет сложно разделять стадии, понимать их прогрессирование, переход от одной к другой. Например, напряжение нарастать может за пару дней или же на это уйдут месяцы. Определенное влияние на это оказывает стрессоустойчивость человека и его индивидуальная чувствительность.

Поскольку временную градацию каждой из стадий определить сложно, специалисты рекомендуют ориентироваться на поведение медицинского работника. Например, на первом этапе поведение будет прямо противоположным типичному, характерному для периода жизни, когда специалист не испытывает стресс. Спокойный, в обычных условиях, человек может стать раздражительным, а общительный – замкнуться.

Меняются общественные нормы поведения: медицинский работник вдруг может стать отчужденным от пациентов и сотрудников, а иногда и вовсе теряется или резко снижается самоконтроль.

На второй стадии самоконтроль обычно исчезает полностью, случается, что человек не осознает собственные поступки, их последствия. На этом этапе специалиста также покидают силы, он ощущает опустошение, сильную усталость, поскольку его ресурсы почти не восстанавливаются.

На третьем этапе, когда восстанавливается контроль над собственным поведением, восполняются психоэмоциональные потери, появляется желание всё исправить: как-то минимизировать нанесенный другим ущерб. Получается это не всегда, что только усиливает тревогу, чувство вины, напряжение, провоцируя возвращение в тяжелое стрессовое состояние.

Найти выход из непростой ситуации поможет специалист, терапия у которого сочетается с назначением курса лекарственных, восстановительных медикаментов.

Профилактика стресса медицинского работника

Стресс медицинского работника – результат выгорания на работе. Это тяжелое состояние, при котором человек нуждается в помощи и отдыхе. Если «выгорание» ничем не купировать, у специалиста может наблюдаться склонность к агрессии и негативному отношению ко всему происходящему. К сожалению, медицинский работник часто не замечает, что возникло профессиональное напряжение, поэтому самостоятельно не может справиться с проблемой.

Как правило, люди, работающие в медицине, не привыкли рассказывать о своем внутреннем состоянии, в результате чего они еще больше подвержены профессиональному выгоранию. Исследования показали, что стрессовое состояние, а именно, симптомы стресса, часто ассоциируются у медработников с неудачей или собственной слабостью, непрофессионализмом. Поэтому признаться самому себе в том, что устал, выгорел – зачастую сложно.

Для профилактики стресса медицинского работника важно вовремя заметить изменения в поведении сотрудника, после чего постараться выяснить, что стало причиной его психоэмоционального выгорания. Если причина стресса – недостаток отдыха, важно максимально быстро устранить дефицит, и дать человеку отдохнуть от работы.

Безусловно, в медицине, как в критической сфере, бывают ситуации, когда дать медицинскому работнику несколько дней отдыха просто нет возможности. В таких случаях нужно максимально сократить его общение с пациентами, временно перевести его на другой вид деятельности.

Сегодня все большее внимание специалистов привлекают новые методы профилактики и лечения профессионального стресса. Большинство из них направлено на адекватное информирование о ранних признаках выгорания. Чем раньше человек узнает о симптомах и обратит на них внимание, тем выше вероятность быстрого решения проблемы.

Четкого алгоритма, который на 100 % помог бы медицинскому сотруднику справиться со стрессом или осуществить его профилактику, к сожалению, нет. Большинство профилактических мер способны провести руководители на рабочем месте. К примеру, создавать гибкие графики работы, проводить мотивационные собрания, поощрять трудолюбивых сотрудников. В запущенных ситуациях может потребоваться помощь психолога или психотерапевта. Тогда медицинский работник становится пациентом и выполняет рекомендации коллеги.